Суточная потребность в жидкости у детей

Медицина. Сестринское дело

Суточная потребность в жидкости у детей

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙВЕС В КГОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЖИДКОСТИ
В СУТКИ (МЛ)НА 1 КГ МАССЫ
3 дня3,0250 — 30080 – 100
10 дней3,2400 — 500125 – 150
3 месяца5,4750 — 850140 – 160
6 месяцев7,3950 — 1100130 – 155
9 месяцев8,61100 — 1250125 – 145
1 год9,51300 — 1500120 – 135
2 года11,81350 — 1500115 – 125
4 года16,21600 — 1800100 – 110
6 лет20,01800 — 200090 – 100
10 лет28,72000 — 250070 – 80
14 лет45,02200 — 270040 — 50

Постоянство водно-электролитного обмена поддерживается осмотическим   и онкотическим и давлением. Осмотическое давление во внеклеточном пространстве обеспечивается в основном натрием и хлором, во внутриклеточном – калием, онкотическое давление – создаваемое в сосудистом русле и в клетке поддерживается белками.

Главными электролитами клетки являются калий, кальций, магний; во внеклеточном пространстве преимущественно содержаться натрий и хлор.

Читайте так же про:  Ранний токсикоз когда начинается?

Натрий (норма – 135 – 155 ммоль/л в плазме) – является главным ионом, от которого зависит осмотическое давление внутренней среды.

Калий (норма – 3,5 – 6,5 ммоль/л в плазме) – незаменим в выполнении внутриклеточных функций. Он участвует в белковом, углеводном обменах и в нейромышечной проводимости.

В клеточной мембране существует калий-натриевый насос, который выталкивает ионы натрия из клетки в замен на ионы калия, проводимых внутрь клетки.

Ритмичность работы данного насоса строго зависит от энергетического потенциала клетки.

ОЦК у взрослого составляет 70 мл/кг или 5 – 8% массы тела, у детей грудного возраста этот показатель варьирует от 75 до 110 мл/кг, составляя в среднем 10 – 12% от массы тела.

Обеспечение равновесия водно-электролитного обмена – сложный нейрогуморальный механизм, в котором участвует:

  1. центральная нервная система
  2. эндокринная система, почки, кожа, желудочно-кишечный тракт, другие органы.

Состояние осмотического давления контролируется осмо рецепторами,— а онкотичнского  — волюмо-рецепторами, которые передают информацию в ЦНС о состоянии осмотического давления и гидратации тканей, колебаниях ОЦК.

Осмо- и волюмо-рецепторы расположены в сосудах, интерстициальном пространстве, в виде островков в правом предсердии и черепной коробке.

Читайте так же про:  Легкя, средняя и тяжелая степени гестоза.

В области гипоталамуса находятся цент жажды и антидиуреза, последний связан с задней долей гипофиза, где вырабатывается антидиуретический гормон (АДГ) – вазопрессин. АДГ контролирует изотонию путем сохранения объема воды; альдостерон – путем регуляции концентрации солей.

Уже при потере 1,5 – 2% воды развивается осмотическая гипертония в результате чего:

  1. отмечается немедленный выход воды из тканей
  2. возбуждается цент жажды
  3. импульсы от осморецепторов поступают в антидиуретический цент гипоталамической области, и усиливается секреция АДГ, уменьшается диурез

Такова стереотипная реакция организма на любое увеличение осмотического давления внеклеточной жидкости. В результате этого происходит разбавление солей и восстановление изотонии.

С другой стороны, уменьшение ОЦК при гиповолемии, воспринимается рецепторами, которые через систему ренин-ангиотензин приводит к вазоконструкции и стимуляции секреции альдостерона – гормон коры надпочечников.

Спазм сосудов вызывает уменьшение фильтрации жидкости. Альдостерон способствует реабсорбции натрия в почечных канальцах и выделению калия. В результате осмолярность крови нарастает, вода задерживается в организме, гиповолемияуменьшается.

Внутренняя среда возвращается к изотонии. Избыток воды вызывает торможение секреции альдостерона. Это приводит к снижению реабсорбции натрия и к увеличению выделения натрия и воды.

В свою очередь снижение концентрации натрия в крови тормозит секрецию АДГ – избыток воды выделяется.

Лабильность водно-электролитного обмена, преобладание внеклеточной жидкости и быстрая её потеря, высокая проницаемость сосудов почек у детей грудного возраста по ряду еще и других причин объясняет легкость возникновения обезвоживания.

Источник: https://sestrinskij-process24.ru/srednyaya-sutochnaya-potrebnost-v-zhidkosti-u-zdorovyh-detej-razlichnogo-vozrasta/

1. Расчет физиологическоой потребности жидкости (фпж)

Суточная потребность в жидкости у детей

ФПЖрассчитывается на основании таблицАбердина, таблиц массы, площади тела,калориметрическими методами и погематокриту. Исходные данные для расчетаФПЖ представлены в таблицах.

Физиологическаяпотребность в жидкости

взависимости от возраста ребенка

НоворожденныеУ детей более старшеговозраста
1 сутки 10 мл/кг1 неделя 100 мл/кг4 недели 120 мл/кг3 мес. 160 мл/кг6 мес. 150 мл/кг1 год 120 мл/кг6 лет 100 мл/кг10 лет 70 мл/кг

Физиологическаяпотребность в жидкости

взависимости от массы ребенка

Масса в кгФПЖ мл/сут76307,567087108,575098009,58401088011960
Масса в кгФПЖ мл/сут121040131120141200151270161340171410181480191550
Масса в кгФПЖ мл/сут201620211680221750231810241870251950261990272050
Масса в кгФПЖ мл/сут282110292160302200312270322300332340342380352450
Масса в кгФПЖ мл/сут362480372520382560392600402640412680422710432750
Масса в кгФПЖ мл/сут442780452810462840472870482900492925502950512960
Масса в кгФПЖ мл/сут522990533020543040553050563060573070583100593100

Впрактике при расчете ФПЖ допустимоиспользовать формулуУэллеса:

• до1 года: ФПЖ = 300+25×(Н-1), где Н – возраста вмесяцах;

• старше1 года: ФПЖ = 600+100×(Н-1), где Н – возраст вгодах.

Условно,ФПЖ у детей в возрасте:

• до1 недели составляет 60-100 мл/кг/ в сутки;

• до4 недель составляет 120-150 мл/кг/ в сутки;

• до1 года составляет 100-120 мл/кг/ в сутки;

• старше1 года составляет 100-110 мл/кг в сутки.

Свозрастом до периода «стабильногодетства» (10 лет) ФПЖ несколько снижаетсяи составляет 70-100 мл/кг в сутки.

2. Расчет текущих патологических потерь (тпп)

Рвота

– приучтенных потерях дефицит компенсируетсяв объеме потерянной жидкости,

– принеучтенных потерях – 20 мл/кг в сутки.

Понос

– легкаястепень – 10 мл/кг в сутки.

– частыйпонос – 30-40 мл/кг в сутки.

Парезкишечника

– 1степень – не компенсируется;

– 2степень – 20 мл/кг в сутки;

– 3степень – 40 мл/кг в сутки.

Гипертермиясвыше 6 часов– 10 мл/кг на каждый градус выше 37,5 оС.

Одышка– 10 мл/кг на каждые 10 дыханий свышенормы.

3. Расчет дефицита массы (дм)

Дефицитмассы тела определяется путемсистематического взвешивания ребенка(для новорожденных – 6 раз в сутки).Однако, как правило, исходная масса теларебенка бывает неизвестной, в связи сэтим существует несколько способоврасчета дефицита массы.

При этом,учитывая, что дефицит массы обычносвязан с потерей воды в организме, расчетего ведут по степени дегидратации, атакже по степени нарушениявводно-электролитного состояния (ВЭС).

В зависимости от степени дефицита массытела выделяют 3степенидегидратации(по Денису,1962):

1степень –потери исходной массы до 5%;

2степень– потери исходной массы 6-10%;

3степень– потери массы более 10%.

Потеримассы тела за счет жидкости более 15%исходного веса расцениваются какгиповолемический шок. Потери воды более20% исходной массы тела несовместимы сжизнью.

Степеньдегидратацииопределяется 5 способами.

1. Первый способ– по анамнезу выявляют патологическиепотери жидкости и электролитов.

2. Второй способ– на основании шкалы клинической оценкистепени дегидратации.

Шкалаклинической оценки степени эксикоза

Клинический признак1 степень2 степень3 степень
ПульсПолный,ЧСС – нормаУскоренный, слабого наполненияРезкое снижение наполнения
Систолическое АДНормаСниженоРезко снижено
ДиурезНормаРезко снижен -меньше 0,5 мл/кг/часОлигурия
СлизистыеСуховатыСухиеОчень сухие
Большой родничокНе западаетЗападаетБольшоезападение
Тургор тканейНормаСниженРезко снижен
Кожная складкаРасправляетсябыстроРасправляетсямедленнееПочти не расправляется
Кожный покровТеплыйХолодныйХолодный,Акроцианоз
Симптом «белого пятна»Меньше 1 сек.1-2 сек.Больше 3 сек.

Взависимости от степени дегидратациирассчитывают объем потерянной жидкости(по Каре) в мл/кг в сутки.

Объемпотерянной жидкости

Возраст1 степень2 степень3 степень
до 6 месяцев50 мл/кг75 мл/кг100 мл/кг
6-12 месяцев40 мл/кг60 мл/кг80 мл/кг
старше года35 мл/кг50 мл/кг65 мл/кг

3. Третийспособ – поизменению основных электролитов вплазме крови (натрию и калию).

Приотсутствии нарушений осмолярностикрови содержание натрия, можетсвидетельствовать о соледефицитной,изотонической или гипертоническойформах дегидратации.

Так, если концентрациянатрия менее 130 ммоль\л, то это соледефицитнаядегидратация, если концентрация натрия130-150 ммоль\л, то это изотоническаядегидратация, если концентрация натрияболее 150 ммоль/л, то это гипертоническаядегидратация.

4. Четвертый способ рассчитываетсяпо формуле:

Naбольного – Na норма.

Дефицит воды =————————–———————— ЧКВТЧМТ,

142ммоль/л

где:

КВТ – коэффициентвнеклеточной жидкости в зависимостиот возраста: новорожденные 0,5-0,4 мл/кг;до 1 года 0,3 мл/кг; старше 1 года 0,2 мл/кг.

МТ – масса телапациента в кг,

142 ммоль/л –усредненная норма концентрации натрия.

5. Пятый способ расчетдефицита воды по гематокриту (методРачева):

140

Дефицит воды =———————————– ЧКВТЧМТ (в мл/кг)

гематокрит

Коррекциядефицита массы, которая осуществляетсяпри использовании режимарегидратации,проводится в зависимости от расчетногообъема потерянной жидкости по Каре илипо концентрации натрия и гематокрита.

Источник: https://studfile.net/preview/6065780/page:7/

Физ потребность в жидкости у детей || Физ потребность в жидкости у детей

Суточная потребность в жидкости у детей

Характеризуется снижением ударного объема сердца вследствие патологически низкого объема циркулирующей крови. Развивается при изотоническом или гипотоническом типе дегидратации (эксикозе П-Ш степени) в результате быстрой потери воды и электролитов при

тяжелых энтеритах и гастроэнтеритах.

« выраженный
цианоз;

  • гипотермия, похолодание конечностей;
  • сухость кожи и слизистых;
  • большой родничок западает;
  • тахикардия;
  • падение АД ниже 60 мм рт. ст.;
  • при прогрессировании — судороги, потерясознания, остановка дыхания.

https://www..com/watch?v=upload

Инфекционно-токсический
шок

Это неспецифическая генерализованная ответная реакция организма на массивное внедрение в кровь бактерий, распадающихся в сосудистом русле, и/или их токсинов, поступающих из очага воспаления. Это приводит к повреждению эндотелия сосудов

и развитию:

  • декомпенсированной полиорганной недостаточности,
  • быстро прогрессирующей декомпенсации системногокровообращения,
  • тканевой гипоксии и интоксикации.

Возникает у больного тяжелой формы ОКИ бактериальной этиологии. Патогенез инфекционно-токсического шока заключается в образовании иммунных комплексов на поверхности клеток крови и эндотелия сосудов, что приводит к их распаду.

В клинике доминируют выраженные нарушения гемодинамики, обусловленные эндотоксемией, изменением проницаемости клеточных мембран, перемещением воды, натрия, альбумина в межклеточную жидкость и клетки, спазм артериол и парез капилляров, депонирование крови в

сосудах брюшной полости.

  • быстрое нарастание признаков сосудистой недостаточности и нарушения микроциркуляции: бледность и сероватый оттенок кожи, мраморный • рисунок, цианоз, проявления гипостаза, симптом«белого пятна»;
  • температура может быть как повышенной, так ипониженной;
  • тахикардия, глухость тонов, падение АД;
  • нарушение сознания вплоть до сопора и комы;
  • развитие полиорганной недостаточности (надпочечниковой, почечной,сердечно-сосудистой и др.)
  • появление признаков геморрагического синдрома — петехии, кровотечения, вплоть доразвития ДВС-синдрома.

Признаки дегидратации могут отсутствовать, клиническая картина напоминает сепсис. В крови отмечается лейкоцитоз или лейкопения, палочкоядерный сдвиг до 30% и более, дефицитная анемия (НЬ менее 100 г/л), тромбоцитопения (менее 100 х 109

/л).

V.I. Лечебное питание

В настоящее время водно-чайной паузы и голодные диеты не рекомендуются, т.к. доказано, что даже при тяжёлых формах ОКИ пищеварительная функция большей части кишечника сохраняется. Голодные диеты значительно ослабляют защитные функции организма, недостаток пластического материала замедляет

процессы репарации кишечника.

При лёгкой форме ОКИ сохраняется возрастная диета с некоторыми ограничениями. Дети до года получают обычное для них вскармливание с уменьшением суточного объёма кормлений на 15-20% (по аппетиту); дети старше года — пищу с механическим и химическим щажением (стол 4 протёртый, см. Приложение) и дополнительное введение кисломолочных смесей 2 раза в день. Нормальный объём

питания восстанавливается на 3-4 день.

При среднетяжёлой и тяжёлой формах болезни рекомендуется уменьшение объёма пищи на 30-50% и увеличение кратности кормлений до 6- 8-10 раз в сутки, с восстановлением объёма питания на 5-7

день.

Оптимальным видом питания детей до 1 года является грудное молоко. Установлено, что женское молоко является не только полноценным и незаменимым по составу белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов, но и содержит целый ряд БАВ, являющихся защитными факторами от возбудителей

ОКИ.

Это иммуноглобулины, лизоцим, бифидостимулирующий фактор и др.

Детям, находящимся на смешанном и искусственном вскармливании, назначаются привычные для них молочные адаптированные смеси, но предпочтение следует отдать кисломолочным смесям.

В питании детей старше 4 месяцев кисломолочные смеси сочетаются с 5-10% рисовой, гречневой кашей на воде, овощным пюре (суп-пюре), киселём, концентрированным рисовым

отваром.

Детям более старшего возраста на 7-14 дней из рациона исключаются продукты, усиливающие брожение и перистальтику

кишечника. К ним относятся:

  • цельное молоко, каши на цельном молоке, йогурты,ряженка, сливки,
  • ржаной хлеб и ржаные сухари,
  • сырые овощи, свекла, ргурцы, квашеная капуста,редька, редиска,
  • бобовые, грибы,
  • жирные сорта мяса, рыбы, птицы,
  • виноград, сливы, абрикосы, груши, цитрусовые,
  • орехи, сдобные мучные изделия, газированныенапитки.

При лактазной недостаточности необходимо ограничить (в тяжелых случаях полностью исключить) сладкие молочные смеси, цельное молоко, соки и другие продукты, усиливающие бродильные процессы в кишечнике. Назначают низколактозные или безлактозные продукты питания и детские смеси («Симилак», «Изомил», «Хумана-СЛ», каши на воде или овощных отварах, печеные яблоки или

3-дневный кефир, творог).

V.2. Оральная регидратация

В 1981 г. ВОЗ рекомендовала для широкого внедрения в практику метод оральной регидратации (ОР). Его суть заключается в восполнении жидкости путём введения её наиболее физиологическим пероральным способом. Метод направлен на восстановление вводно-минерального обмена, нарушенного в результате повышенной секреции и сниженной реабсорбции воды и электролитов

в кишечнике.

Преимущества
ОР:

  1. быстрее, чем при парентеральном лечении, восстанавливается концентрация натрия,

    калия и кислотно-щелочное состояние,

  2. снижается число внутривенных инфузий, что способствует уменьшению стоимости лечения в стационарах и профилактике

    парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции,

  3. простота и доступность метода позволяют применять его на догоспитальном периоде лечения

    больных с ОКИ,

  4. высокая
    эффективность (80-95%),

  5. практически нет осложнений, тогда как при инфузионной

    терапии — 16% и более.

ОР показана в начале заболевания, при сильной жажде, сохранённом диурезе, при I-II степени обезвоживания, при отсутствии выраженного токсикоза. При улучшении состояния ребёнка также нужно стремиться переходить от инфузионной терапии к

ОР.

ОР противопоказана у новорождённых, при наличии «неукротимой» рвоты, выраженной олигурии и анурии, эксикозе III степени, парезе кишечника, развитии инфекционно-токсического или

гиповолемического шока.

Для ОР можно использовать различные глюкозо-солевые растворы (цитроглюкосалан, глюкосалан, оралит, регидрон, гастролит), минеральную воду (без газов), а также бессолевые растворы (слабо заваренный чай с лимоном, кипяченую воду, рисовый отвар, отвары изюма, шиповника, компоты, каротиновую смесь). Глюкозо-солевые

растворы помимо глюкозы

содержат соли натрия и калия в соотношениях, адекватных таковым при потерях жидкости с рвотой и диареей (см. Приложение). Применение таких растворов физиологически обосновано, т.к. установлено, что глюкоза обладает свойством усиливать перенос ионов натрия и калия через слизистую тонкого кишечника. Это способствует быстрому восстановлению водно-солевого

баланса и нормализации обмена веществ.

Эффективность ОР во многом зависит от правильной техники её проведения. Во избежание тошноты и рвоты жидкость даётся комнатной температуры. Ребёнка нужно поить дробно, каждые 5-10 минут с ложечки, выпаивая за час рассчитанный объём жидкости. Если ребенок спит, то жидкость капают в уголок

рта из пипетки.

Выделяют
2 этапа ОР:

  1. этап
    — в первые 6 часов от начала лечения проводится ликвидация водно-солевого дефицита, возникшего до начала лечения. Объем жидкости, необходимый для этого этапа, равен дефициту массы тела в

    процентах, и рассчитывается по формуле:

мл/час=
(ш х П х 10): 6,

https://www..com/watch?v=ytdeven-GB

где мл/час — объем жидкости, которую должен получйъ ребенок в час, m

— масса больного в кг,

П
— процент острой потери массы тела,


  1. коэффициент пропорциональности.

Ориентировочное количество необходимой жидкости на I этапе от 50 до 80 мл/кг за 6 часов при I степени эксикоза, до 100 мл/кг при II степени

эксикоза (см. Приложение).

  1. этап — поддерживающая терапия в количестве продолжающихся потерь жидкости. В среднем объём жидкости, вводимой на этом этапе в последующие 18 часов первых суток, составляет 80-100 мл/кг. Длительность этапа — до прекращения патологических

    потерь жидкости с рвотой и диареей.

При проведении П этапа ОР за каждый последующий 6-часовой отрезок времени ребенок должен получить жидкости столько, сколько он потерял со стулом и рвотой за предыдущие

6 часов.

В 1993 г. экспертами ВОЗ были внесены изменения и дополнения в схему проведения ОР у детей при так называемых «водянистых»

диареях. ОР проводится в три этапа.

количество (мл)= 4/3 х М х П х 10, где М — масса ребенка

в кг,

П
— дефицит массы тела в процентах,

10
— коэффициент пропорциональности.

Коэффициент 4/3 вводится для обеспечения продолжающихся потерь жидкости за время проведения

первого этапа регидраташш.

Второй этап — в течение 8-12 часов проводится поддерживающая терапия. Количество жидкости на этом

этапе определяется из расчета:

  • при массе тела ребенка до 6 кг — 150 мл/кгмассы,
  • при массе тела 7-20 кг — по 50 мл на каждыйпоследующий кг массы тела свыше 6 кг,
  • при массе тела более 20 кг — по 20 мл жидкости на каждый последующий кг массы теласвыше 20 кг.

https://www..com/watch?v=ytabouten-GB

Например, при массе тела 7 кг — 950 мл, при массе тела 8 кг — 1000 мл и т.д. на каждый водянистый

стул по 10 мл/кг массы тела.

Третий этап — (период последующих 24 часов и более) — жидкость назначается из расчета: физиологическая потребность и диета по 10 мл/кг массы тела на каждый водянистый

стул.

Принципы
ОР:

  1. Дробность введения жидкости. Количество жидкости, рассчитанное на каждый час введения, выпаивается дробно по 1/2 чайной — 1 столовой ложке каждые 5-10 минут. При наличии одно-двухкратной рвоты регидратация не прекращается, а прерывается на 5-10 минут и затем вновь продолжается, т.к. с рвотой теряется меньше воды и солей, чем вводится, и рвота обычно прекращается после

    ликвидации обезвоживания.

  2. Определение оптимального состава жидкости. Соотношение растворов зависит от вида эксикоза. Нередко выбор питья делает сам ребёнок, что в сочетании с другими симптомами может подсказать врачу вид

    дегидратации.

  • При выраженной водянистой диарее рекомендуется использовать глюкозо- солевые и бессолевые растворы всоотношении 1:1,
  • при потере жидкости преимущественно срвотой -2:1,
  • при вододефицитном эксикозе оптимальносоотношение 1:2.

Введение солевых и бессолевых растворов

чередуется, они не смешиваются.

ОР не должна прекращаться и ночью, во время сна ребёнка. Тогда жидкость удобно вводить через соску, шприцом без иглы или пипеткой. При отказе от питья ОР можно проводить с помощью капельницы

через желудочный зонд или соску.

Пример. Ребёнку необходимо ввести 540 мл жидкости за 6 часов, значит, в течение 1 часа это будет составлять 90 мл, то есть ребёнку нужно давать каждые 10 минут по 3 ч.л. или

каждые 5 минут по 1,5 ч.л. жидкости.

Эффективность ОР оценивается по исчезновению или уменьшению симптомов обезвоживания, а также по прибавке массы тела. Прибавка массы тела ребенка, составляющая 6-8% в первый день лечения и 2-4% в последующие дни (не более 50-100 г за сутки), считается признаком адекватности

проводимой регидратационной терапии.

а) рвота — при слишком быстром отпаивании большим количеством раствора (особенно через соску), в этом случае ОР на время

прекращают;

б) отеки — при избыточном введении раствора, неправильном применении бессолевых жидкостей. Значительная прибавка массы тела, увеличение частоты и объема испражнений свидетельствуют о нарушенном

всасывании воды в кишечнике.

https://www..com/watch?v=ytcreatorsen-GB

Отсутствие эффекта от ОР в течение 8-10 часов или нарастание тяжести состояния ребенка является основанием для перехода на

парентеральное введение жидкости.

Вам также может понравиться

Источник: https://marta2.ru/potrebnost-zhidkosti-detey/

Принципы инфузионной терапии у детей. Принципы инфузионной терапии у детей гоу впо Алтайский государственный медицинский университет

Суточная потребность в жидкости у детей

Подборка по базе: СРО 15. Долгунов Е. Эррадикация Н.Р.у детей .ppt, Возрастные особенности детей 7-и лет.doc, !Тактика педиатра в выборе препаратов при кашле у детей (часть 2, Тема НОД по познавательному развитию детей в средней группе.docx, РЕФЕРАТ ПО ТЕРАПИИ.

docx, ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ЗИМНИМИ ВИДАМИ СПОРТА.docx, Доработка_Методика организации различных видов деятельности, общ, Охрана здоровья детей и подростков (фельдшеры школ).pdf, Проблема отцов и детей извечна.docx, соц адаптация одаренных детей.doc.
IV этап.

 В соответствии с типом обезвоживания провести поддерживающую регидратационную терапию. Последовательность действий:  1. Рассчитать общую потребность в воде в соответствии с физиологическими (ФП) и патологическими (ПП) потерями.

ФП проще всего рассчитываются по формуле Валлачи:

100 — (3× возраст в годах) = мл/кг/сут

Новорожденным ФП можно рассчитывать следующим образом: 1-е сутки жизни – 20 мл/кг/сут, 2-е – 40 и так далее, прибавляя по 20 ежесуточно до 140 мл/кг/сут к 7-му дню жизни. Таким образом, в 1 мес жизни — 140 мл/кг/сут. Ниже приведены 2 таблицы с рекомендуемыми потребностями в жидкости у детей.

Таблица 5

Потребность во внутривенной жидкости у новорожденных

День жизниПотребность
Первый 2 мл/кг/час
Второй 3 мл/кг/час
Третий 4 мл/кг/час

Таблица 6

Потребность во внутривенной жидкости у детей

Вес телаПотребность
< 10 кг 100 мл/кг/сут
10-20 кг 1000 мл + 50 мл/кг на каждый кг свыше 10 кг
>  20 кг 1500 мл + 20 мл/кг на каждый кг свыше 20 кг

 2. Избрать режим жидкостной нагрузки – нормоинфузионный, гиперинфузионный и гипоинфузионный.

Нормоинфузионный режим или режим нормогидратации (РНГ) = ФП + ПП. РНГ является режимом регидратации в большинстве случаев.

ФП рассчитываются по формуле Валлачи, а ПП – по факту и правилу «десяток»: очевидные измеренные потери компенсируются 1:1; неизмеренные потери позволяют ориентировочную дотацию в объеме 2 × 10 мл/кг/сут с последующей коррекцией по факту; парез кишечника — 2 × 10 мл/кг/сут. Зачастую требуется существенная коррекция необходимого ребенку количества жидкости (таблица 7).

Таблица 7

Коррекция назначаемой жидкости

УменьшениеКоэффициент
Увлажненный вдыхаемый воздух × 0,75
Гипотермия– 12% на каждый оС
Высокая влажность окружающей среды × 0,7
Почечная недостаточность × 0,3 + диурез
УвеличениеКоэффициент
Полная активность + оральное кормление × 1,5
Лихорадка+ 12% на каждый оС
Комнатная температура >31 оС+ 30% на каждый оС
Гипервентиляция × 1,5
Новорожденные: недоношенные (1-1,5 кг)  лучистое тепло  фототерапия × 1,2× 1,5× 1,5
Ожоги: первый день  последующие дни + 4% на 1% площади ожога+ 2% на 1% площади ожога

 

Гиперинфузионный режим или режим гипергидратации (РГГ) = 1,7ФП + ПП, где 1,7ФП отражает гиперинфузию в объеме «ФП + суточный диурез» (суточный диурез в среднем составляет 0,7 часть ФП), т.к.

показано, что такая сверхнагрузка легко переносится больным, не имеющим почечной недостаточности (ОПН).

Противопоказания к РГГ: возраст до 1 года (высокая гидрофильность тканей и незрелость систем выведения избытков жидкости из организма); ренальная и постренальная ОПН; преренальная кардиогенная ОПН; сердечная недостаточность; отек головного мозга.

Гипоинфузионный режим или режим дегидратации (РДГ) = 1/2 — 2/3 от РНГ в зависимости от клинической ситуации, а также от величин ЦВД. Является лечебным режимом, показанным при ренальной, постренальной и преренальной кардиогенной ОПН; сердечной недостаточности; отеке головного мозга.

3. Избрать режим нагрузки условным белком, что зависит от возраста: до 3 лет – 2 г/кг/сут; до 7 лет – 1,5 г/кг/сут; до 15 лет – 1 г/кг/сут. Основная задача вводимого белка – поддержать онкотическое давление. Если говорить о гипопротеинемии, когда возникает мысль о форсированной дотации белка, надо иметь ввиду, что наиболее вероятная ее причина – гипергидратация со снижением Ht. Гипопротеинемия ниже 48 г/л ведет к формированию безбелковых отеков со снижением объема циркулирующей плазмы и купируется альбумином. Необходимое количество альбумина в этих случаях можно рассчитать по формуле:

Потребность в альбумине (г) = (ОБж — ОБф) × ОЦП × 2,

где ОБж – желательный уровень общего белка в г/л, ОБф – фактический уровень общего белка в г/л, ОЦП – объем циркулирующей плазмы из расчета 0,04 л/кг массы.Белоксодержащие растворы имеют разную концентрацию, которой соответствует содержание белка в граммах в 100 мл раствора: 5% — 5 г, 10% — 10 г и т.д.

Кровь и плазма не являются специализированными препаратами дотации белка и для этого использоваться не должны в связи с опасностью и экономической нерентабельностью. Однако, если кровь и плазма используются по своему прямому назначению, они должны входить в учет общей  белковой нагрузки как 15% (кровь) и 6% (плазма) белковые растворы.

4.

Во избежание кетоза  на каждый 1 грамм условного белка должно рассчитываться 4 грамма глюкозы, которая используется для инфузионной терапии в 5, 10, 15 и 20% концентрации. Необходимость использования при этом инсулина вызывает серьезные сомнения, т.к.

при обычном темпе введения глюкозы 0,5-0,75 г/кг/час утилизация происходит инсулиннезависимо, а дотация инсулина несет витальную угрозу церебральной гипогликемии.

5. Избрать оптимальный режим нагрузки электролитами, который заключается в обеспечении суточной потребности в них, учитывая физиологические потери. Физиологическая потребность в основных электролитах представлена в таблице 8.

Таблица 8

Физиологическая потребность в основных электролитах

Электролиты/возраст0-1 год1-15 лет
Na+ 2 1-2
K+ 2 1-2
Ca2+ 0,5  – 1
Mg2+ 0,15 0,1
Cl- 3 1-2

 Натрий может быть обеспечен растворами кристаллоидов и коллоидов, лучше изотоническими, содержание натрия в которых колеблется в физиологических пределах (130-150 ммоль/л). Удобен также 5,85% молярный раствор NaCl, содержащий в 1 мл 1 ммоль натрия.

Калий используется в виде 7,5% молярного раствора KCl, который идет как добавка к базовому инфузату в большом разведении, т.к применение неразведенного раствора жизнеопасно. Концентрация калия в инфузионных растворах не должна превышать 20 ммоль/л.

Молярным раствором кальция является 5,5% CaCl2, который также применяется как добавка, но не смешивается с растворами калия.

электролитов в ммоль в наиболее часто используемых растворах и препаратах представлено в таблице 9.

Таблица 9

электролитов в наиболее часто используемых растворах и препаратах

Препараты электролитов в ммоль
1 г NaCl 17,2 ммоль Na
1 г KCl 13,4 ммоль Na
1 г NaHCO3 12,2 ммоль Na
1 г Na лактат 8,9 ммоль Na
1 г K ацетат 10,2 ммоль K
1 г Ca глюконат 2,3 ммоль Ca
1 г CaCl2 4,5 ммоль Ca
1 г MgSO4 4,0 ммоль Mg

 6. Определить путь инфузии: в периферические вены, в магистральные вены, а также альтернативные доступы, к которым следует отнести внутрикостный, подкожный и энтеральный. Периферические вены используются при инфузии небольшой длительности (не более 24 часов в одну вену) и небольшого объема (РНГ и РДГ) с применением изотонических растворов, т.к. в противном случае тромбофлебит развивается в пределах ближайших 6 часов, а иногда и быстрей. Магистральные сосуды (подключичная вена, внутренняя яремная) показаны для длительных инфузий больших объемов.7. Определить методику инфузии. Оптимальной следует считать ИТ по коротким интервалам в течение суток с динамическим контролем адекватности. Например, весь рассчитанный объем количественно и качественно делится на 4 равные порции и переливается по 6-часовым интервалам с контролем в конце каждого и в целом за сутки.8. Определить методику контроля в конце интервалов и за сутки в целом. Контроль должен быть антропометрическим, клиническим и лабораторным.

Антропометрический контроль включает динамику веса тела. В связи с выраженной катаболической реакцией при острых состояниях характерна отрицательная динамика веса тела. Любое нарастание веса тела следует рассматривать как абсолютную или относительную перегрузку жидкостью. Этот показатель желательно контролировать чаще, особенно у детей раннего возраста и новорожденных.

Клинический контроль  должен включать признаки дегидратации и гипергидратации в соответствии с данными таблиц 3 и 4. Особое значение следует придавать следующим показателям:

– шоковому индексу или индексу Альговера (ЧСС / АД сист.): чем выше, тем больше дефицит ОЦК;- индексу циркуляции (ЧСС × АД сист.): чем ниже, тем хуже циркуляция (от гипер- до гипо-);- центральному венозному давлению: чем ниже, тем больше оснований думать о гиповолемии, чем выше, тем больше опасений о перегрузке;- диурезу.

Лабораторный контроль:

– Na+, K+, Ca2+, Mg2+, Cl- сыворотки

– глюкоза, мочевина, креатинин плазмы- эритроциты, Hb, Ht- удельная плотность мочи

– исходя из Na+, K+, мочевины и глюкозы – расчет осмоляльности плазмы

– исходя из эритроцитов, Hb, Ht – расчет MCV, MCH

– исходя из удельной плотности мочи – расчет осмоляльности мочи (последние 2 цифры за запятой, умноженные на 33,4) и сопоставление ее с таковой у плазмы, что наряду с натрием мочи позволило бы контролировать и грубо дифференцировать ОПН. В дифференциальном диагнозе физиологической, преренальной, ренальной и постренальной ОПН может помочь таблица 10.

Таблица 10

Дифференциальная диагностика ОПН

ПараметрыФизиологическая олигурияэксикозПреренальная ОПНПочки при шокеРенальная ОПНШоковая почкаПостренальная ОПНОбструкция
Диурез (мл/кг/час) 0,25 0,25-0,5

Источник: https://topuch.ru/principi-infuzionnoj-terapii-u-detej-gou-vpo-altajskij-gosudar/index3.html

Потребность ребенка в воде. Мифы и правда. Давайте разбираться!

Суточная потребность в жидкости у детей

Аквакалькулятор – рассчитайте, сколько воды нужно ребенку.

Вода — это основа жизни и естественная составляющая организма человека. Детский организм особенно нуждается в правильном потреблении воды. Ведь именно в раннем возрасте происходят важнейшие этапы развития нервной, кровеносной, дыхательной, пищеварительной и иммунной систем организма.

Правильный рацион питания ребенка — это основа его здоровья и дальнейшего развития. И чем раньше вы поможете ребенку сформировать привычку грамотного потребления воды, тем проще ему будет поддерживать здоровый и правильный образ жизни в будущем.

Итак, будем разбираться: сколько воды нужно для здорового развития организма ребенка, какая вода полезна, и как часто нужно предлагать ребенку питье?

На эти и другие важные вопросы по теме отвечает Бельмер Сергей Викторович, доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной педиатрии № 2 Педиатрического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета (РНИМУ) им. Н.И. Пирогова.

Давайте развенчаем наиболее популярные мифы о воде, то есть наиболее популярные заблуждения о ее пользе, количестве, качестве, а также возможном вреде.

Миф #1: Нужно обязательно допаивать ребенка водой с момента рождения

Это заблуждение. Все зависит от конкретной ситуации, находится ли ребенок на грудном вскармливании или нет. Сколько и как часто ребенок потребляет в сутки грудного молока или смеси. В каждом возрасте потребности в воде разные. Смотрите сами:

Нормы общей суточной потребности детей в воде

Возраст ребенка   Потребность в воде на 1 кг. массы тела
  1 сутки   90 мл
  10 суток   135 мл
  3 месяца   150 мл
  6 месяцев   140 мл
  9 месяцев   130 мл
  1 год   125 мл
  4 года   105 мл

Значения таблицы учитывают всю воду, которую получает ребенок в течении суток. Это и чистая вода, и различные напитки, и супы, и твердая пища, в которой тоже содержится вода.

Исходя из данных, представленных в таблице, можно легко вычислить потребность ребенка в чистой воде. Так, например, возьмем грудничка массой тела 3 килограмма.

Согласно таблице рассчитаем суточную потребность грудничка в воде: 3 кг * 90 мл = 270 мл/сутки.

Если знать сколько воды из молока или прикорма ребенок получает в сутки, не сложно вычислить, нужно ли давать воду грудничку дополнительно.

Как правило, ребенку на естественном вскармливании до шести месяцев достаточно воды из материнского молока и дополнительный прием воды не требуется. При введении прикорма требуется дополнительно поить ребенка.

Но еще раз хочу напомнить, что норма потребления воды – сугубо индивидуальная величина, которая зависит от активности ребенка, биохимических особенностей детского организма, от температуры и влажности окружающего воздуха.

Миф #2: Воду в бутылках нужно все равно кипятить

Бутилированную воду кипятить не обязательно. Технология подготовки воды и розлива в бутылки обеспечивает ее стерильность на протяжении всего срока годности.

В связи с этим, кипячение, направленное именно на уничтожение микроорганизмов в воде, в данном случае не требуется. Во всех других случаях, таких как вода «из-под крана», родника, колодца и др., кипятить необходимо.

А иногда требуются и более серьезные способы обработки такой воды, но детям такую воду давать не рекомендуется.

Миф #3: Разницы между «детской» и «взрослой» водой не существует.

«Детская» вода отличается более высокими требованиями к качеству и физиологически сбалансированным составом.

К бутилированной воде первой и, особенно, высшей категории предъявляются очень жесткие требования по ее безопасности, в частности, по химическому составу. В случае «детской» воды требования к ее составу еще более высокие.

При ее производстве необходимо не только не допустить превышения концентрации макро- и микроэлементов, но и обеспечить их сбалансированное содержание с учетом особенностей детского организма.

Миф #4: Воду с легкостью можно заменить соками, морсами и другими напитками

Любой напиток является источником воды. Однако в составе разных напитков, таких как соки, морсы и др.

, кроме воды содержатся другие вещества, например сахар, избыток которого может быть нежелателен для ребенка. В связи с этим заменять «чистую воду» другими напитками нужно с большой осторожностью.

После введения прикорма в составе питания ребенка появляются соки и морсы в регламентируемых объемах. 

Миф #5: «Детская» вода — это маркетинговый ход

Это заблуждение. «Детская» вода, как я уже говорил, отличается особыми требованиями к ее составу, в частности, сбалансированностью количества макро- и микроэлементов, соответствующей потребностям детского организма.

Миф #6: Кипяченая и фильтрованная вода ничем не отличаются от детской воды

При кипячении происходит уничтожение микроорганизмов. Результаты фильтрации зависят от особенностей фильтра но, в первую очередь, при этом удаляются взвешенные в ней частицы.

Миф #7: Вода с любым минеральным составом подходит ребенку

В воде содержатся кальций, магний, натрий, йод, селен и многие другие макро- и микроэлементы, которые необходимы для организма. Важно при этом, чтобы их содержание не превышало допустимые концентрации.

С другой стороны, следует иметь в виду, что вода не является исключительным и даже основным источником указанных веществ: ребенок получает их, в первую очередь, из других продуктов питания.

 Тем не менее, дефицит тех или иных минералов в воде, что нередко наблюдается в различных регионах мира, может приводить к заболеваниям. Таким образом, вода без минералов опасна для здоровья.

Миф #8: Лучше всего использовать кипяченую воду при искусственном вскармливании

Это заблуждение. Лучше всего использовать специально приготовленную в промышленных условиях «детскую» воду. Она безопасна и имеет оптимальный химический состав.

В чем польза минералов, указанных в составе? (Ca, Mg, K, бикарбонаты, сульфаты, фториды, хлориды)

Минералы в составе воды необходимы для нормального течения обменных процессов.

Кальций и магний необходимы для формирования костей и работы нервной системы, калий необходим для нормальной работы сердца и мышц, натрий является ключевым фактором практически во всех обменных процессах.

Очень важно, чтобы химический состав воды соответствовал потребностям организма, что достигается определенными технологическими приемами в процессе производства специальной «детской» воды.

Как уговорить ребенка пить воду?

Уговорить сложно. Ребенок пьет исходя из своих потребностей. Индикатором к потреблению воды является чувство жажды. Вода в бутылочке или поильнике должна быть рядом всегда. Предлагайте малышу в первую очередь качественную воду, а не сладкие напитки.

Как научить малыша пить из бутылки?

В первые дни и месяцы жизни, если это необходимо, можно понемногу приучать ребенка к воде, допаивая его с ложечки или из бутылочки с соской. А если вы начинаете давать воду в более старшем возрасте, то можно сразу переходить к детской чашке или поильнику.

Чем поить ребенка в путешествии?

Специальная детская вода является оптимальным выбором для ребенка во время путешествия. Такая вода является стерильной и компенсирует возможные потери солей, благодаря сбалансированному химическому составу.

Сколько детской воды взять с собой в самолет?

Это зависит от возраста ребенка и длительности перелета, но не менее 100 мл. Это минимальный запас.

Нужно ли поить ребенка ночью?

Поить ребенка ночью не обязательно, но, если такая необходимость возникает, предложите ребенку пару глотков воды. Это нормально.

Стоит ли давать ребенку пить после активных игр на жаре?

Это нужно делать обязательно, и не только после, но и во время активных игр на солнце или в жаркую погоду, так как с потоотделением вода выводится из организма в значительных количествах. Предлагайте как можно чаще вашему малышу воду. На прогулку удобнее взять специальную «детскую» воду в бутылочке, у нее небольшой объем, но достаточный даже для двух- или трехчасовой прогулки.

Детская вода «ФрутоНяня» — с первых дней жизни!

Детская вода «ФрутоНяня» – это вода высшей категории. Не требует кипячения. Вода тщательно сбалансирована по минеральному составу и подходит даже самым маленьким детям. 

Специальная детская вода «ФрутоНяня» выпускается в форматах 0,33л, 1,5л и 5л

Выберите наиболее оптимальный для вас формат. Для прогулки идеально подойдет бутылочка 0,33 л. А для домашнего использования: приготовления кашек, смесей и для переливания в детский поильник будет удобной вода в бутылках по 1,5л. Канистра в 5л — отличный вариант для большой семьи или для того, чтобы взять необходимое количество воды с собой на дачу.

Контроль качества воды ведется на всех этапах технологического процесса ее изготовления в аккредитованном испытательном центре «ФрутоНяни». Сотрудники испытательного центра снимают пробы воды на каждом этапе ее производства. 

При добыче воды из скважины, этапе водоподготовки, будь то очистка от механических примесей, этап нормализации состава воды по содержанию макро- и микроэлементов, процесс озонирования или финишная фильтрация. Так же пробы в обязательном порядке берутся при розливе воды в тару и ее упаковке.

Все пробы проходят обязательное исследование на соответствие требованиям и нормативам. Контроль качества продукта является непрерывным круглосуточным процессом работы нашего центра. При обнаружении хотя бы одного несоответствия — партия к реализации не допускается.

Источник: https://frutonyanya.ru/school/articles/pitanie/potrebnost-rebenka-v-vode-mify-i-pravda-davayte-razbiratsya/

Консультация врача
Добавить комментарий